Как подготовить ребенка к визиту стоматолога
ПОДГОТОВКА К ВИЗИТУ
Наша многолетняя практика подтверждает, что контакт возможен почти с каждым ребенком. Благодаря адаптивному приему все малыши чувствуют себя комфортно и не боятся стоматологов.
Количество сеансов адаптации, безусловно, крайне индивидуально. Это не хаотичное бессистемное времяпрепровождение, а четко намеченная программа с преодолением каждый раз новой степени преград и закреплением полученного положительного опыта. Ребенок, к которому найден подход, избавляется от страха перед стоматологом на всю жизнь. Значит, и во взрослом возрасте он/она будет обращаться к врачу вовремя и будет легко переносить лечение зубов.
Уважаемые родители, помните! Ребенок рождается без страха перед стоматологом, и вы не должны у него этот страх вырабатывать, поэтому нужно быть крайне осторожными в подборе слов при объяснении ребенку о том, кто такой стоматолог и что он будет делать.
Наши рекомендации:
- Приезжайте в клинику за 20 минут до приема. Это позволит ребенку познакомиться с новым местом, поиграть в игровой комнате, отвлечься, а взрослым – оформить документы.
У нас в Multident для этого есть большая игровая комната, которая поможет ребенку чувствовать себя как в детском саду, а не в медицинском учреждении.
- С ребенком должен разговаривать тот член семьи, который сам не боится стоматолога. Проявление вслух переживаний, взгляд полный тревоги и сочувствия, вызывают у малыша панику. Он начинает думать, что если мама и папа с такой боязнью ведут его к врачу лечить зубки, значит впереди его ждет что-то ужасное.
Никогда не упоминайте при ребенке ни о каких неприятных сторонах Вашего личного опыта общения со стоматологом – такие рассказы отпугивают ребенка.
- Расскажите о визите к детскому стоматологу, как об интересном, но рядовом событии – например, как о знакомстве с новыми друзьями. Подготовку необходимо начинать не более чем за 2 дня, чтобы сверстники в детском саду (школе) не успели поделиться опытом лечения.
- Называйте детского стоматолога по имени, объясняйте: это врач, который посмотрит какие красивые у тебя зубки и посчитает их. А также, если хорошо будешь все показывать, зубная фея тебе передаст подарочек.
- Если возможно, выбирайте утреннее время для первого визита, чтобы ребенок не думал об этом целый день. К тому же, маленькие дети спокойнее утром. Записывать ребенка на прием следует во время, когда он обычно находится в хорошем настроении – после еды и сна. Кроме того, после еды снижается слюноотделение, что может значительно упростить процесс лечения.
- Посмотрите мультики про стоматолога. Сейчас на YouTube множество коротких детских мультиков, в которых рассказывают и показывают, что делает врач, почему этого боятся не стоит. Также проиграйте поход к стоматологу в домашних условиях, порепетируйте как малыш будет открывать ротик и показывать зубки.
Также у нас есть страница в Instagram – @multident.stomatology, где мы показываем как проходит лечение у детей, и ребенок на примере других пациентов может посмотреть как себя ведут дети у стоматолога.
- Возьмите с собой любимую игрушку ребенка. Перед тем как вас пригласят в кабинет, пусть ребенок отвлечется на игрушки, чтобы немного снять страх, если он у него есть.
- Подайте информацию ребенку в форме игры. Скажите, что во рту живет злой микроб, а добрая фея/добрый волшебник/врач стоматолог хотят его изгнать, чтобы он там ничего плохого не сделал зубчику и зуб не болел. В этой ситуации вы не обманываете ребенка, потому что даете ему понять, что врач что-то будет делать во рту ребенка, но и подаете это все в легкой, приятной форме.
- Ни в коем случае не говорите ребенку: “Да только посмотрят 5 секунд и все”. А если не все? И понадобится чистка, лечение, снимки, герметизация, удаление и тому подобное. Получится, что ребенок будет чувствовать себя обманутым. Что очень плохо повлияет на дальнейшую коммуникацию с врачом.
Наоборот, постарайтесь дома рассказать понятными ребенку словами о процессе лечения. Постарайтесь при этом не употреблять вызывающие волнение слова “шприц”, “укол”, “сверло” и т.д.
- Не говорите, чтобы ребенок “не боялся” или “не будет больно” или “надо будет потерпеть”. Мысль, что посещение детского стоматолога требует смелости или может причинить боль, могла не приходить ребенку в голову. А теперь придет! К тому же дети часто не воспринимают частичку “не”. И вместо этого слышат: “больно”, “страшно”.
Запрещенные ФРАЗЫ:
- Не бойся
- Потерпи
- Тебе ничего не будут делать
- Больно не будет
- Только зуб немножко посверлят
- Тебе сделают укол
- Я тоже боюсь стоматолога
- Не сердитесь на ребенка, если он не хочет сотрудничать со стоматологом. Он не обязан! Мы – взрослые- понимаем: надо идти к врачу, потому что заболит зуб, придется лечить или удалять, тратить время и деньги, а ребенок не может этого понять.
Найти подход – задача врача. В нашей клинике врачи знают, на какие слова лучше заменить стоматологические термины, как общаться на первом приеме с ребенком так, чтобы он не боялся. Но есть детки, которые морально не готовы идти на контакт не при каких условиях, для таких детей у нас тоже есть альтернативное лечение – во сне.
- Не обещайте дорогого подарка за поход к врачу – ребенок может подумать, что ему предстоит сделать что-то очень трудное.
Наша зубная фея передает маленькие подарочки деткам, которые помещаются в ее домик.
Если хотите передать что-то особенное, то чем ребенок увлекается, можете принести и перед приемом передать это ассистенту и мы передадим этот подарочек как от зубной феи. Это будет очень эффективно работать для мотивации лечения в будущем.
- Никогда не пугайте ребенка “врачом” если малыш отказывается Вас слушаться (не хочет чистить зубки, ест много сладкого и т.д.). Потому что когда придет время встречи со стоматологом у ребенка будет страх и недоверие к врачу.
- Если Вы хотите обратить внимание на те или иные особенности поведения или здоровья Вашего ребенка, обсудить план и методы лечения, выяснить интересующие Вас вопросы – это нужно обсудить перед приемом без присутствия ребенка. Ребенок в это время может играть в игровой комнате.
- Если ребенок протестует и не хочет садиться в кресло или открывать ротик, то предоставьте возможность врачу, как более уверенному человеку, самому договориться с ребенком. Не пытайтесь управлять ребенком, не умоляйте, не запугивайте, не обещайте все подарки в мире, не пытайтесь успокаивать ребенка или участвовать в диалоге между ребенком и врачом.
- Будьте готовы к тому, что врач, обсудив план и стоимость лечения, попросит оставить его с ребенком наедине и постарается наладить контакт.
В первую очередь, должно быть завоевано доверие ребенка, как основа стабильного позитивного взаимодействия. Пусть ребенок познакомится с врачом, ассистентом, обстановкой кабинета. Узнает принцип работы различных инструментов. Сам попробует ими управлять. Самое главное это сохранить положительные воспоминания о враче. И даже если не удалось сделать что-либо из запланированного, уходить от врача ребенок должен в хорошем настроении, а не с чувством вины, и ощущением, что он плохой.
СОТРУДНИЧЕСТВО РОДИТЕЛЕЙ И РЕБЕНКА С ВРАЧОМ
ВАЖНО!
Для нас самое главное, это сохранить положительные воспоминания о враче и лечении.
Рассмотрим ситуацию, когда ребенок негативно настроен, а это те случаи, когда: он не желает заходить в кабинет; не подпускает к себе врача; отказывается садиться в кресло; не открывает рот, не позволяет делать анестезию, так что родители и врач не находят возможности уговорить его лечиться. О причинах рассуждать можно долго. Что делать сейчас?
Сначала может показаться, что это недоразумение: ребенок не понимает, что польза, которую он получит во много раз больше, чем неприятные ощущения во время лечения. Но потом становится понятно, что его сопротивление серьезно может усложнить дело. Поэтому в первую очередь остановимся и подумаем о том: – как чувствует себя ребенок? Ч то с ним происходит в данный момент?
Может быть, ребенок чувствует облегчение, потому что опасность миновала.
Нередко дети чувствуют себя виноватыми в происходящем: с одной стороны они хотят угодить родителям, с другой боятся лечиться. В ответ на агрессию родителей и врачей, ребенок тоже может злиться. Любой из этих вариантов может быть верным и появится какой-нибудь другой, поэтому:
- Поощряйте ребенка к рассказу Вам о его чувствах. Для этого подойдут вопросы: Как дела? Как ты себя чувствуешь? Что с тобой?
- Называйте чувства ребенка и объясняйте ему, откуда они возникли. Ведь ему плохо и он не знает почему, и когда это закончится.
- Напоминайте, что переживания ребенка нормальные.
- Говорите ребенку о своих чувствах и вашем сожалении о причиненной ему боли (имеется в виду боль не только физическая, но и душевная).
- Будьте готовы вообще не говорить. Может быть, достаточно просто быть с ребенком.
- Не задавайте вопросов о деталях лечения. Если ребенок говорит об этом – слушайте его.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИНЫ НЕЖЕЛАНИЯ РЕБЕНКА ЛЕЧИТЬСЯ
После того, как вы оба успокоитесь, необходимо все обдумать и оценить серьезность ситуации, ответив для себя на следующие вопросы:
- Зависит ли такая реакция от возраста ребенка? Врачи говорят, что до 2-х лет негативная реакция нормальная, физиологически обусловленная; от 3 до 6 встречается довольно часто; после 7 лет ребенок научится контролировать свои эмоции.
- Как ребенок относится к врачам вообще? Если ребенок боится всех людей в медицинской форме, то вполне вероятно, что стоматологическое лечение будет также трудно осуществить, как и все остальное. Если к врачам других специализаций ребенок относится спокойно, значит, причины негатива надо искать в особенностях стоматологического лечения: интимность, болевые ощущения, большое количество непонятных манипуляций, инструментов.
- Сколько раз ребенок отказывался от лечения? Одно дело, когда ребенок в первый раз, придя к стоматологу, выдает негативную реакцию. Другое дело, когда третий, четвертый раз ничего не получается. С каждым новым отказом ребенка от лечения шансы его вылечить снижаются.
- Реакция ребенка на лечение типична для него или вы впервые видели подобную истерику? Если это типичная реакция, вероятно, что таким образом ребенок чаще всего получает желаемое. Если такая реакция впервые, возможно, что ребенок действительно сильно испугался.
- Как ведет себя ребенок с другими врачами? Возможно, что одному врачу ребенок позволяет лечить зубы, а другому нет. Значит для него важно постоянство, значит дело в отношениях, а не в страхе.
- Как ребенок лечился раньше? Если раньше он лечился нормально. Подумайте, что сегодня изменилось, может быть: сложность диагноза в зубе, новая клиника, прием у другого врача или новый ассистент, неподходящее время, или в прошлый раз ребенок был с папой, а сегодня пришел без него.
- Есть ли острая необходимость лечить зуб? Если зуб болит или разрушения значительные (острая боль), то конечно, у вас нет времени ждать пока ребенок привыкнет к обстановке лечения и врачу, тогда возможно Ваш метод лечения это седация или медикаментозный сон. Но если есть время на адаптацию, то этот шанс лучше использовать.
ЧЕТЫРЕ ЛОЖНЫХ “ЕСЛИ”, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИХ НА РЕБЕНКА
У малышей, естественно, еще нет собственного мнения по каким-то серьезным вопросам, но он очень чутко улавливает ваше отношение к какой-либо проблеме, событию, человеку. Так что во многом от семьи зависит, как малыш будет воспринимать врачей и лечение.
- Если Вы болезненно реагируете на любой чих, то и ребенок будет бояться вирусов и микробов, постоянно опасаться заразиться и заболеть.
- Если ребенок постоянно слышит разговоры о плохом самочувствии родителей и бабушек-дедушек, у него появляется ощущение неизбежности болезни, и как следствие – страх перед врачом, лекарствами и лечением.
- Если вы считаете врача врагом, а не союзником, если врач не вызывает у вас доверия, вряд ли он понравится крохе.
- Если вы сами нервничаете (например, когда малышу нужно сделать прививку или взять кровь из пальчика), то ваше состояние сразу же передается ребенку. А уж если когда-то малышу насильно была сделана болезненная процедура, и он этого не забыл, не помогут никакие уговоры и очередные угрозы.
Уважаемые родители, помните! Ребенок рождается без страха перед стоматологом, и вы не должны у него этот страх вырабатывать.
Лечащие врачи
Наши работы
Все работыДиагноз: Лечение 16 зубов в медикаментозном сне.
Дмитрий, 3 года 4 месяца
Диагноз: Лечение 12 зубов в медикаментозном сне.
Алина, 3 года
Диагноз: Лечение 4 зубов в медикаментозном сне.
Иван, 4 года
Диагноз: Лечение 20 зубов в медикаментозном сне.
Сергей, 2 года 4 месяца
Диагноз: Лечение 12 зубов в медикаментозном сне.
Лев, 3 года
Диагноз: Лечение 14 зубов в медикаментозном сне.
Алексей, 3 года
Диагноз: Лечение 10 зубов в медикаментозном сне.
Давид, 2 года.
Диагноз: Лечение 12 зубов в медикаментозном сне.
Леонардо, 3 года
Диагноз: Лечение 10 зубов в медикаментозном сне.
Витя, 2 года.